?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Хохлома находится в русском визуальном коде где-то между медведем и балалайкой, калининградским янтарем и петербургским балетом. Это самое русское, самое китчевое, самое понятное для чужаков, что мы породили и научились экспортировать.

Очень важно, что центр производства хохломы по-прежнему там же, где это ремесло появилось четыре века назад: в Нижегородской области. Ковернино, Заволжье, Семенов — в этом треугольнике липовые болванки начали покрывать оловом, затем олифой, затем, после обжига, — алыми и черными цветами, ягодами и травами.

Сейчас производство хохломы — это не мастерские, а целая фабрика — ЗАО «Хохломская роспись». Несколько цехов, центр разработок, два музея, столовая и полторы тысячи сотрудников, в том числе более 400 мастеров-художников. При этом процесс автоматизирован по минимуму: в производстве хохломы очень большая доля ручного, индивидуального труда мастера, который просто так станком не заменишь. Поэтому фабрика больше всего похожа на коммуну художников, которым просто удобно работать вместе.

Как делают знаменитую роспись на самом большой фабрике хохломы в России — читайте у нас в клубе.


Ворота фабрики уже встречают золотом и славянским шрифтом. По-моему, замечательная вывеска для завода.


Хохлома в регионе началась с ложек и ложкарей, например, с легендарного (в смысле, большей частью вымышленного) Семена-ложкаря, который на территории завода представлен нежно-персиковым памятником.


Более поздняя и более реалистичная история — основание школы художественной обработки дерева художником Георгием Матвеевым. Именно от него считается история «настоящей» хохломы.


В музее большая экспозиция про ложки. Вот этапы изготовления. Штука слева называется баклуша, отсюда выражение «бить баклуши» — то есть бездельничать, ведь строгать чурки большого таланта и внимания не надо.


Ранние расисные ложки были такие. По сравнению с традиционными хохломскими они как наскальные рисунки по сравнению с живописью.


Вот современные образцы к Олимпиаде.


Экспериментальный цех на художественном производстве — это как? Нетрадиционные формы листьев? Несогласованное количество ягод рябины? Синяя и розовая хохлома?


Токарно-ложечный цех. Образцы изделий, которые сейчас производятся на фабрике, и документация по ним.


На токарном станке изготавливают все изделия с фотографии сверху.




Похоже на мой стол во время дедлайна по большому проекту, только у меня вокруг лежат распечатки, акты выполненных работ, счета-фактуры, пресс-релизы, договора и макеты. Очень классное рабочее место.




Заготовки называются бельё. Прежде, чем вытачивать изделие из белья, оно должно полежать два года.




У мастера Плюхиной сегодня выходной.


В этом барабане ошкуривают мелкие предметы.


Внутритакие кусочки наждачной бумаги.




Вытяжка для древесной пыли.


У-у-у! Вытяжки-и-и! Странный паук, да?


Не все можно изготовить на токарном станке. Над сложными формами работают резчики в резно-ковшечном отделе цеха.


Все, как двести, триста, четыреста лет назад.


Разве что работа ведется по чертежу.


Основное производство — художественный цех. На схеме технологического процесса видно, как деревянная плошка прикидывается то глиняной (после грунтовки), то металлической (после покрытия оловом — лужения). Последний этап — нанесение маркировочного знака. Он состоит их трех букв, СХР, («Семенов, хохломская роспись»), и свидетельствует о подлинности изделия. А золотистый цвет олово, покрытое олифой (льняным маслом), приобретает после обжига.


Взрыво- и пожароопасная краскоприготовительная. Новые краски мастерам выдают раз в неделю, писать всегда нужно свежими.


Мастер за работой. В обычный день все столы, конечно, заняты.


Но сегодня у большинства художниц выходной.


Как правило, мастера росписи — это женщины. Говорят, что у мужчин просто не хватит усидчивости. Наверное, я мужчина: я бы психанула уже через полчаса такой работы.Обратите внимание на то, что мастер работает не над традиционной черно-красной, а над зеленой росписью.


Такая роспись называется «фон Людмилы Зыкиной» и была придумана в 2000 году специально в подарок певице.




По традиционной технологии, изделие сначала расписывается, а потом обжигается, чтобы получить золотой фон. Именно этой технологией обусловлен ограниченный выбор цветов: только эти пигменты не меняются при тепловой обработке. По крайней мере, в прошлом было так.


Сейчас технология допускает роспись и после обжига. Например, эти ковши сначала обожгут, а потом распишут.


А эти красавцы — уже из печи.


Очень жаль, что нельзя купить просто золотую ложку, блюдо или уточку, без росписи. Мне кажется, они тоже очень красивые.


Изделия с наведенными поясками


Какое рабочее место!






У многих на столах стоят зеркала: думаю, что это не от тщеславия, а чтобы не приходилось постоянно крутить изделие, сверяя орнамент на разных боках.


Об абажур очень удобно снимать лишнюю краску, похоже.




Готовые изделия.


Бывают даже хохломские бусы, вот уж где мелкая работа!




Стала вспоминать, какая хохлома есть у меня дома. Вспомнила, конечно, хохломские детские стол и стул (у всех такие были, наверное), но сейчас их уже нет. По-прежнему есть шкатулка для украшений и пара хохломских ложек. Они еще используются: бывают же рецепты, где специально написано «перемешать деревянной ложкой», вот тут-то они и нужны. Есть еще пара блюд (на предприятии их называют «панно»), но они именно используются, а не висят на стене.

А у вас дома есть хохлома? Навится или китч-китч? Сами бы купили?

Posts from This Journal by “по области” Tag

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
parafoxer
Oct. 7th, 2015 02:18 am (UTC)
Дома нету, какой-то стол был когда, но скорее всего не настоящий. А купить захотелось бы или золотое что-то, без росписи, или с черными контурами, короче нетрадиционную красно-черно-золотую раскраску.
fatikova
Oct. 7th, 2015 06:27 am (UTC)
Традиционная мне тоже очень нравится, просто это уже очень растиражированный орнамент. Мне кажется, совсем в минималистичных интерьерах должно здорово смотреться.

Столы и стулья - это пленка, да, а не ручная роспись. Иначе детски сады не могли бы их себе позволить :)
ov_panova
Oct. 7th, 2015 03:16 am (UTC)
Спасибо в огромное за этот репортаж. Все, что связано с малой родиной вызывает безумный трепет. Здорово!
fatikova
Oct. 7th, 2015 09:51 am (UTC)
Ого, вам спасибо :)
ik
Oct. 7th, 2015 03:27 am (UTC)
Отличный репортаж!

Единственное, не люблю я эти вычурные мотивы в современности. Выглядят очень странно.
fatikova
Oct. 7th, 2015 06:29 am (UTC)
Они хороши в совсем-совсем минимализме: какие-нибудь бетонные стены, серые диваны. Это слишком сильный акцент.

Ну и, конечно, хохлома обросла коннотациями "русский-православный"
zinaida111
Oct. 7th, 2015 09:21 am (UTC)
в каком месте они вычурные то, там все строго и стилистично.
livejournal
Oct. 7th, 2015 04:33 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
sysanina
Oct. 7th, 2015 04:59 am (UTC)
Дома ничего расписного нет, но безумно нравится сам орнамент.
Но эта любовь, скорее, как к предметам искусства - созерцать и наслаждаться.
В реальную жизнь мне бы их было сложно вписать.
fatikova
Oct. 7th, 2015 06:29 am (UTC)
Да, мне это понятно. Хотя хохломой и другими народными промыслами нужно именно что пользоваться.
natka_fox
Oct. 7th, 2015 05:07 am (UTC)
вах! Золотые правда такие стильные-стильные.
А вообще по поводу блюд, которые не на стене - это правильно. Изначально все промыслы имеют прикладное назначение, их нужно использовать в быту, а иначе зачем?

Edited at 2015-10-07 08:09 am (UTC)
fatikova
Oct. 7th, 2015 06:34 am (UTC)
Да, согласна полностью. Это как сервиз, из которого не едят: глупость несусветная
livejournal
Oct. 7th, 2015 06:21 am (UTC)
Ваш пост был опубликован в блоке "Рекомендованное"
Ваш пост был опубликован в блоке "Рекомендованное" на главной странице Живого Журнала
nestor_lohara
Oct. 7th, 2015 06:45 am (UTC)
бггг.."научились экспортировать"

импортировали Петриковку, смысл не поняли, мелкие детали потеряли..

потом облили золотом и уже больше 100 лет пускают слюни "вот оно, наше, исконное"
fatikova
Oct. 7th, 2015 09:50 am (UTC)
Большинство искусства - это поглощение, переработка и синтезис другого искусства + научные и технические новинки. Ничего не появляется из ничего
nestor_lohara
Oct. 7th, 2015 10:11 am (UTC)
угу-угу...это когда речь идет о культурном развитии

вы погуглите, сравните...а еще лучше- сравните два реальных образца...

и , да, хватит уже за "умными" словами прятать пустоту....синтезис, как же

скажите спасибо что я еще тему "научные и технические новинки" не тронул)

АПД - тут в коментах задаются вопросом- почему "это" не интегрируется" в быт
надеюсь, теперь понятно почему?

Edited at 2015-10-07 01:12 pm (UTC)
takc
Oct. 7th, 2015 07:39 am (UTC)
У меня только пара ложек, чтоб перемешивать еду на тефлоновых сковородках.
dazhak1
Oct. 7th, 2015 07:40 am (UTC)
Жаль, если погубят промысел. Сколько уже погубили.
zinaida111
Oct. 7th, 2015 09:28 am (UTC)
при совке кроме известных еще было чертова прорва всяких промыслов, но щас народ все деньги спускает на айфончики, а покупать предпочитает дешевый кал. у потребителя приоритеты такие. например будет ездиить на распоследнем мерседесе, но сидеть например на дешманском пластмассовом стуле.
fatikova
Oct. 7th, 2015 09:48 am (UTC)
Не вижу повода для пессимизма: как раз хохлома живее всех живых
svegner
Oct. 7th, 2015 09:04 am (UTC)
Очень крутой репортаж, сам планировал там побывать. Надеюсь, как-нибудь увидимся на совместном туре :)
fatikova
Oct. 7th, 2015 09:48 am (UTC)
Ахах, да, что-то никак не пересечемся :)
wassago
Oct. 7th, 2015 09:32 am (UTC)
пора устроить перекур...
imagingreta
Oct. 7th, 2015 02:28 pm (UTC)
почему мне это не нравится? я нерусская наверное
точнее -не заволжская русская
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

Апрель 2016
fatikova
Анна

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com