?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Всегда нужно иметь план Б. Лучше не падать в воду — но если уж упал, то вот спасательный круг. Лучше не оставаться с подозрительным парнем наедине — но вот пара приемов, которые помогут, если человек не понимает слова «нет». Лучше пристегиваться, смотреть по сторонам и не превышать скорость, но если вы все-таки стали участником или свидетелем аварии на дороге, то вот несколько шагов, которые вы (и я) должны запомнить.

Сотрудники Приволжского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России (очень крутые парни) провели тренинг, на котором рассказали и показали: что делать, куда бежать, почему шина из палки в лесу — это бред, а жгут и непрямой массаж сердца — не про нашу с вами честь. Позвали и меня.

На занятие я ехала со скепсисом: в стрессовых ситуациях я теряюсь, мне проще выполнять команды, чем принимать решения — какой из меня помощник при ДТП? Оказывается — лучше я, чем вообще никто.


Класс для занятий на первый взгляд похож на школьный кабинет анатомии: ведь надо знать, где там это сердце, которое нужно реанимировать. Занятие было особенно предназначено для мотоциклистов, но они, как выяснилось, тоже люди: вещи рассказывали вполне универсальные.


Участники занятия и бедный пластиковый Василий производства петербургского завода «Красный треугольник», в исходном положении пострадавшего.


Урок первый. Самое важное — ваша личная безопасность. Не превращайте одну жертву в две, не прыгайте в огонь, не сражайтесь с драконами. Это все отличный материал для новостных агентств, но плохо для вас и для статистики. Вы вправе оказывать первую помощь, если знаете как — но вы не обязаны этого делать.

На месте происшествия вас в первую очередь должно интересовать: количество пострадавших (не забывайте про тех, кого закинуло в кювет и в кусты), их пол и примерный возраст, есть ли дети/беременные. С этим вы звоните на единый номер 112 и как можно четче рассказываете, где вы (ближайшие населенные пункты, ориентиры) и что там случилось. Кстати, расшарить геолокацию не получится: в машинах МЧС нет навигаторов.


Наш лектор Геннадий Сухов приближается к лектору Антону Кулагину (которому, похоже, нехорошо) с рекомендованным вопросом: «Что случилось?». Да, в англоязычных странах это знаменитое Are you okay, адресованное, как правило, человеку, которому явственно не окей.

Урок второй. Начинайте издалека. Говорите, спросите у пострадавшего, что случилось. Спросите, как его зовут. Вам важно понять, жив ли ваш клиент и в сознании ли он.



Ваш пострадавший без сознания? Да он хоть дышит?

Урок третий. Очень важно, чтобы ваш клиент дышал. Проверить это можно, поднеся щеку к его/ее лицу — сразу почувствуете. В учебниках по первой помощи пишут, что очень удобно проверять дыхание с помощью перышка. «Перышко!» — восклицает Геннадий, — «Только вот я что-то не езжу на выезды с перышком. И Антон тоже не ездит». Если клиент худо-бедно, но дышит сам, не трогайте его. Вообще. Совсем. Звоните спасателям, выставляйте треугольник, тормозите попутки, чтобы они помогли загородить место происшествия.

Если клиент не дышит, проверьте рот: нет ли там чего лишнего (еды, выпавших зубов, еще чего похуже). Если что нашли, оберните руку в платок или наденьте перчатки (важно: не трогайте пострадавшего, мало ли чем он там болеет) и прочистите ему рот. Задышал? Супер, оставьте его в покое.



Непрямой массаж сердца, который так любят показывать в кино — это совсем не просто, и я это точно никому делать не буду. Нужно найти вполне конкретное место на груди и давить с частотой 1,5-2 раза в секунду и с серьезным усилием (переломы ребер при реанимации — обычная вещь). На тридцать нажатий — два вдоха искусственного дыхания.

Урок четвертый. Проводите реанимацию только тогда, когда пострадавший не дышит и ничего из более простого арсенала не помогает. Давите сильно, рук не жалейте. А лучше дождитесь профессионалов.


В классе много наглядных пособий, которые показывают что и как может сломаться, помяться и придавиться.


Многих эти бедные йорики смешили. А я провела детство в классах рисования и на скелеты насмотрелась: подумаешь, эка невидаль. У моих еще были голубые хрящики.



Еще одна проблема, кроме повального увлечения реанимированием, — это народная любовь к наложению жгута.

Урок пятый. Жгут — это последняя мера. Все, из чего течет кровь, нужно сначала поднять выше уровня сердца, потом надавить рукой, потом (если это не помогло) наложить давящую повязку, подложив в бинт какой-нибудь твердый предмет типа зажигалки, который будет дополнительно зажимать рану. Положите рядом холод. И только потом, может быть, придется накладывать жгут. Напишите на жгуте, на руке пострадавшего или на лбу время, когда вы наложили жгут: можно только на час.


Вот это штука впечатлила: мгновенный холод. Внутри большого пакетика есть пакетик поменьше с чем-то аммиачным, его лопаешь и получается холод. Очень крутая химия.



Было очень интересно послушать реальных практиков. Суперпрофессионалов любой области отличает от новичков и обычных специалистов очень свободное отношение с инструментами, реквизитом, сырьем. Есть инструмент — использует его, нет — покажет такой же отличный результат с подручными средствами. Супер-повар может готовить с одним ножом и одним сотейником, супер-парикмахер легко обойдется одной круглой щеткой, пятерней и пенкой, супер-учителю достаточно карандаша и листка бумаги (а то и этого не нужно).

Спасатель МЧС рассказывает не о том, какие еще девайсы надо купить, чтобы не пропасть, а о том, что шину можно сделать из куска картона, или из журнала потолще, что лейкопластырь — это универсальный материал, что ровную палку для шины в лесу фиг найдешь, поэтому совет из учебника про палку-шину можно забыть.


Впрочем, всегда можно примотать ногу к ноге.



Ну или палец к пальцу. Лейкопластырем :)

Урок шестой. Да, вы не будете носить с собой армию шин, ваты, перышек, ровных палок, бандажей для шеи и прочих девайсов. Но обязательно захватите лейкопластырь, йод, и бинт. Кусок картона найдете на месте. А дальше действуйте творчески.


Практика в полевых условиях.


Перекись, ножницы, зажигалка, бинт, лейкопластырь. Да, это будет давящая повязка (а перекись, естественно, нужна, чтобы обработать рану). Вон там еще и жгут есть (вернее, его имитация, на здоровых жгуты по-настоящему не затягивают): видимо, случай тяжелый.


Подручные и табельные средства оказания первой помощи. У моего рюкзака Спутник цвета, как у поисково-спасательного отряда МЧС, синий с оранжевым! Теперь он мне еще больше нравится.




Привет участникам!


Спасибо Геннадию и Антону за очень полезный тренинг, а пресс-службе Приволжского регионального центра МЧС России — за приглашение и логистику.
PS тэг армия как наиболее близкий

Что еще важно знать обычному человеку на месте ДТП? Что делать? Что не делать? Вы попадали когда-нибудь в ситуации, где эти навыки вам действительно пригодились?

Posts from This Journal by “армия” Tag

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
yaroslav_gunin
Aug. 18th, 2015 05:40 am (UTC)
Может тебе форму подарить? )))
fatikova
Aug. 19th, 2015 04:50 am (UTC)
Комбез-то? Мне не по росту :))
cavetravel
Aug. 18th, 2015 07:53 am (UTC)
Все так и есть. Информация полезная.
fatikova
Aug. 19th, 2015 05:31 am (UTC)
Вот и славно :)
yukka_
Aug. 18th, 2015 08:21 am (UTC)
нет, я теперь хочу пару приемов, которые помогут, если человек не понимает слова «нет»!
fatikova
Aug. 19th, 2015 04:51 am (UTC)
Курсы самообороны для женщин? :)
livejournal
Aug. 28th, 2015 01:02 pm (UTC)
6 уроков первой помощи пострадавшим в ДТП
Пользователь Журнал ЖЖ сослался на вашу запись в своей записи «6 уроков первой помощи пострадавшим в ДТП» в контексте: [...]
На уроках ОБЖ всех нас учили, как оказывать первую помощь пострадавшим. А те, кого не учили, видели всё в кино. Есть целых два но: школьные уроки, скорее всего, никто не помнит, а в кино всё не так. Главное правило — не становиться жертвой самому и не геройствовать.
Остальные советы — у fatikova, которая побывала на тренинге МЧС.
[...]
livejournal
Aug. 28th, 2015 02:30 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
seploff
Aug. 28th, 2015 04:32 pm (UTC)
Жутковато, конечно, но познавательно.
fatikova
Aug. 28th, 2015 07:11 pm (UTC)
Да ну, вот в реальности было бы жутковато, а так в основном смешно было :)
seploff
Aug. 29th, 2015 09:36 am (UTC)
))) представляю
sawely
Aug. 28th, 2015 04:51 pm (UTC)
половина советов, полный бред.)))
fatikova
Aug. 28th, 2015 06:46 pm (UTC)
Серьезно? Какая именно половина?
sawely
Aug. 29th, 2015 12:46 am (UTC)
насчёт жгута ерунда. ровную палку в лесу не найти? при этом ниже фото с палками.))) шину вообще накладывают не для того, чтобы руку-ногу выпрямить. " Начинайте издалека. Говорите, спросите у пострадавшего, что случилось. Спросите, как его зовут. Вам важно понять, жив ли ваш клиент и в сознании ли он.".ХА ХА ХА.

Edited at 2015-08-29 12:53 am (UTC)
fatikova
Aug. 29th, 2015 07:40 am (UTC)
Здорово хорошо разбираться в этом, не пасовать в стрессовых ситуациях, да?
sawely
Aug. 29th, 2015 01:25 pm (UTC)
10 лет за рулём мотоцикла в молодости и мозги на асфальте уже кажутся обычным явлением, а всякие переломы просто досадной мелочью. просто практика.

Edited at 2015-08-29 04:46 pm (UTC)
yari_ankaina
Aug. 30th, 2015 06:39 pm (UTC)
Присоединяюсь к предыдущему оратору.

Если у вашего "пострадавшего" встало сердце, то совет "дождаться профессионалов" полностью эквивалентен совету: "Плюньте на него, пусть помирает". От остановки кровотока до смерти мозга - 3 минуты максимум.

Кстати, если сильно припрет, можно делать непрямой массаж сердца, не особо заморачиваясь с искусственным дыханием - важно, чтобы кровь двигалась по сосудам, а кислорода на какое-то время хватит и того, что осталось в легких.

Поэтому у пострадавшего первым делом проверяется ПУЛЬС (на сонных артериях на шее; на конечностях его может и не быть), потом дыхание (щекой наклоняться не обязательно, достаточно поднести запястье), потом - наличие кровотечений. Кровотечения следует останавливать, насколько это в ваших силах. В большинстве случаев - действительно без применения жгутов. Но если вы видите артериальное кровотечение (его не узнать нельзя, это фонтан ярко-алой крови), не пытайтесь остановить его давящими повязками, кладите жгут! Кстати, при ранении сонной артерии на шею жгут тоже можно наложить - через поднятую противоположную руку.

Если ваш клиент дышит, сердце бьется, видимых кровотечений нет и вокруг мороз не трещит - действительно не трогайте его и ждите "скорую". Если мороз/сильный ливень - постарайтесь укрыть пострадавшего. Транспортировать пострадавшего с подозрением на травму позвоночника следует только на жесткой поверхности (придорожные щиты типа "берегите природу" для этого отлично подходят). Выковыривать пострадавших, зажатых в машине, лучше не стоит до приезда спецов, без крайней на то необходимости.

Далее, сломанная конечность должна быть зафиксирована в том положении, в каком она есть. Даже если это прямой угол относительно нормального положения. Сопоставлять отломки - дело врачей. Какой конфигурации ветка, которую вы для сего используете - дело десятое, важно, чтобы она обеспечила пострадавшей конечности неподвижность.
fatikova
Aug. 31st, 2015 05:17 am (UTC)
Классные дополнения, спасибо.
Про жгут на шею нам рассказывали, да, прикольно.

Про пульс нам говорили, что его не всегда легко прощупать, поэтому рекомендовали на это особо не ориентироваться.
yari_ankaina
Aug. 31st, 2015 09:26 am (UTC)
На это нельзя не ориентироваться, это один из важнейших признаков. Но прощупывать его надо именно на сонных артериях на шее - на запястьях и прочих периферических сосудах его действительно может не быть, при прочих равных даже не следует заморачиваться его там искать. Но если вы, нащупав сонную артерию на пострадавшем, не чувствуете там никакого, даже слабого и нитевидного, пульса, - значит, сердце или стоит, или фибриллирует, в обоих случаях кровотока нет.

Кстати, еще очень важный для всевозможных ДТП момент - знать признаки ВНУТРЕННЕГО кровотечения. Когда человек может быть внешне целым, но тупой удар повредил что-то внутри - чаще всего это бывает селезенка. В этом случае человек резко и по нарастающей бледнеет, у него появляется холодный пот, если он в сознании - "мушки" перед глазами и нарастающий страх смерти. Что вы можно сделать в такой ситуации - пострадавшего уложить неподвижно с поднятыми ногами (и никаких подушек под голову), холод на место травмы (даже пакет с водой из канавы лучше, чем ничего, но лед или снег прикладывать не к голой коже, а через ткань), если в сознании, максимально успокоить, можно попробовать напоить крепким чаем (либо подсоленной водой). И, вызывая "скорую", в этом случае требуйте сразу реанимацию - состояние критическое.
gamlet0
Aug. 29th, 2015 08:52 am (UTC)
Полезная статья! Спасибо!
suyur
Aug. 31st, 2015 02:31 pm (UTC)
"Урок первый. Самое важное — ваша личная безопасность. Не превращайте одну жертву в две, не прыгайте в огонь, не сражайтесь с драконами. Это все отличный материал для новостных агентств, но плохо для вас и для статистики. Вы вправе оказывать первую помощь, если знаете как — но вы не обязаны этого делать."
Хорошая характеристика современного общества. Особенно, в части заботы о здоровье статистики.
fatikova
Aug. 31st, 2015 05:15 pm (UTC)
Умереть, спасая чью-то жизнь - это, действительно, бывает героично и прекрасно, но это ни в коем случае не должно быть, не может быть нормой, отступление от которой расценивается как трусость и эгоизм.
suyur
Aug. 31st, 2015 05:52 pm (UTC)
Я и говорю, что порядочность, как норма, не культивируется.
livejournal
Sep. 12th, 2015 12:14 pm (UTC)
Как помочь пострадавшим в ДТП. Шесть уроков для пуглив
Пользователь evelyn_apple сослался на вашу запись в своей записи «Как помочь пострадавшим в ДТП. Шесть уроков для пугливых и забывчивых» в контексте: [...] Оригинал взят у в Как помочь пострадавшим в ДТП. Шесть уроков для пугливых и забывчивых [...]
ssmp2001
Sep. 20th, 2015 07:42 pm (UTC)
Очень многое осталось за кадром. У нас принято так, что всякого, попавшего в ДТП пытаются тащить из машины (остатков машины), невзирая на травмы и состояние. А дальше - никто не знает чего делать. Я - врач "скорой". Много видел. Рассказываю на курсах в автошколе, просто интересующимся. С мотоциклистами - еще беда: никто не знает чего опасаться и как помочь при ДТП.
Тренинги такие нужны. И не только от МЧС. У нас низкая культура вождения и низкий уровень образованности вообще. Часто при ДТП калечит не травма, а попытки "помочь". Жаль, что всего не рассказать в коротком блоге.
fatikova
Sep. 21st, 2015 05:24 am (UTC)
Ну, из постов в блоге трудно чему-то научиться: первую помощь надо учится оказывать на практике.
maximus_panin
Oct. 22nd, 2015 11:49 pm (UTC)
"Кстати, расшарить геолокацию не получится: в машинах МЧС нет навигаторов" - это печалит при наличии на рынке бюджетных моделей.
( 27 comments — Leave a comment )

Profile

Апрель 2016
fatikova
Анна

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com