?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На прошлой неделе в Москве открылась шестая Московская биеннале современного искусства. Основная программа идет до 1 октября на ВДНХ, но современное искусство — это торт, который можно есть с любой стороны. В этот раз я ем его со стороны специального проекта биеннале — выставки «Надежда» о российских промышленных городах. На выставку попали Екатеринбург, Ижевск, Иваново, Магнитогорск, Норильск, Нижний Новгород и Выкса.

Советские промышленные комплексы сами по себе были и смыслом, и надеждой. Но сегодня эти предприятия живы в очень разной степени — так же, как и города вокруг них. Пока Норильск замерзает, а Магнитогорск ходит вокруг истощенной горы, в Нижнем Новгороде бодро-весело красят машины, а в Выксе придумывают искусство, с которым хорошо и кураторам, и сотрудникам металлургического завода.

Выставку можно рекомендовать всем, кто не любит современное искусство: здесь простая, многим знакомая проблематика и проекты, многие из которых не требуют специальных знаний. Мне, знаете, стало гораздо легче, когда я разрешила себе подходить к искусству с позиции «нравится / не нравится» и задавать вопрос «Что я вижу?» вместо «Что автор хотел сказать?». В конце концов, позицию автора всегда объяснит текст сбоку от объекта, а другого шанса напрячь мозги у меня может и не быть.

Под катом — самое интересное с открытия выставки: искусство и посетители.


Выставка проходит на Трехгорной мануфактуре. Конкретно это помещение впервые используется под выставочное пространство.


Участники из России, Австрии, Германии, Дании и Нидерландов. И художница из США с проектом про свой американский город (очень грустный, но абсолютно не к месту).


Нижний Новгород представлен только ГАЗом. Чуть приторный проект Никиты Шохова про Автозавод. Очень много знакомых мест (а люди с фейсбука уже нашли своих знакомых на фотографиях).






Ручка, на которую опирается стоящий в машине человек во время парада. А котик — для привлечения внимания. Инсталляция «Парад» заимствует стратегию политики, создавая баланс между привлечением внимания и усыплением. Да, хорошо внимательно читать подписи к объектам: а то ведь можно так на котике и залипнуть.


А это уже Выкса. Миша и Маша из группы «МишМаш» заабстрагировали весь город. Нашли его уникальные паттерны, геометрические формы и цвета и задокументировали, пользуясь теми же материалами и приемами, какие используют коммунальные службы. Выкса — не первый город, который МишМаш каталогизировали: раньше были Екатеринбург, Москва и Первоуральск. С удовольствием бы посмотрела эти проекты.




И да, это такое искусство, на которое весело смотреть и которое было бы приятно иметь дома. Нет, а что — это разве недостатки?


Про Выксу удивительно много. Продолжение истории — фотопроект Елены Чернышовой о Выксе. Виднеется фотография Шуховской башни (одной из), очень важного объекта выксунского и вообще нижегородского пантеона.




Елена приезжала в Выксу дважды в разное время Мне особенно было интересно посмотреть на зимние фотографии (ну я же вечно «хочу всюду зимой»).


Летом Елена приезжала и застала, в частности, фестиваль Art Ovrag. Я туда ездила и писала о нем довольно восторженно: организаторы привозят художников вполне себе мирового уровня работать с городским пространством в Выксе — для горожан и вместе с ними. Фестиваль проводится с 2011 года и за это время город накопил столько стритарта, что хочется приехать с ночевкой, чтобы точно все успеть обойти. Как и Арт-Овраг, проект Елены и все другие проекты о Выксе на выставке «Надежда» прошли при поддержке ОМК-Участие — благотворительного крыла ОМК.


Моя любимая игра: кресло — это искусство или просто посидеть?


Куратор выставки австриец Симон Мраз рассказывает про машину, которая делает музыку из окружающего воздуха (не спрашивайте: я тоже не поняла, как).


Еще один выксунский объект, крутящаяся бетонная плита. Портал в другие миры, в Выксе стоял посреди леса.


Давид Тер-Оганьян (единственный, кого я на выставке знала без подсказки) привез проект с ограничением по возрасту.


Вот он. Это рисунки на смартфоне из Ижевска.
Я не очень прониклась.






Безотносительно искусства: вкручивать насыщенность на фотографиях с большим количеством синего — зло. Синий становится ядовит.






Бывший министр культуры Швыдкой приехал и говорил, в основном, про то, как здорово, что такое сотрудничество между российскими и зарубежными худоэниками на российскую тему вообще получилось.


Ковер как будто бы тоже портал: слева никого.




Магически красивый фотопроект Елены Чернышовой про Норильск.






Снова Ижевск. Датчанин Туе Гринфорт съездил в Ижевск, сделал фотографии, а потом послал их своим русским коллегам с тем, чтобы они их распечатали и развесили в городе. Прикол в том, что получается Ижевск-в-Ижевске — в непредсказуемых комбинациях. «И почему я до этого не додумалась».








Мраз жизнерадостно рассказывает про депресушную инсталляцию «Норильское вещество». Земляной червь, биомасса, десятки тысяч сосланных заключенных, цветные струи смешиваются и становятся грязной лужей. Я ожидала, что такой будет примерно все выставка. С облегчением обнаружила, что это скорее крайность выставки.
















Вот это мое-мое. Если бы я снимала искусство, оно было бы, например, такое. Снова Магнитогорск.


Ай, как здорово-как здорово! Отличный цвет: у одного внутри, у другого — снаружи. Здорово, что один треугольник — это материя, а другой — это ее отсутствие. Один про коммунальные службы, другой — про природу.
Хотя черт знает, конечно, что заставило автора повесить их рядом.


Выставка работает на территории Трехгорной мануфактуры (улица Рочдельская 15 строение 24) до 31 октября. Идите сходите.

Posts from This Journal by “по России” Tag

  • Открытки из Владимира

    От Владимира у меня были нехорошие воспоминания: я была там очень холодной зимой, и кроме баранины в «Шеш-беше», краеведческого музея и…

  • Петербург, часть вторая

    Откопала петербургские фотографии: ну да, оказывается, я не всё выложила. Прошу прощения перед всеми, для кого Петербург родной и перед всеми, кто…

  • Гороховец: детали

    Гороховец — неизменно милый, и даже, кажется, становится для туриста всё лучше и лучше. По крайней мере, на третий раз турист разобрался с…

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
yaroslav_gunin
Sep. 28th, 2015 07:27 am (UTC)
Не понимаю я формата таких выставок...
fatikova
Sep. 28th, 2015 01:28 pm (UTC)
А что с форматом не то? Как раз формат обычный: выставка, стены и объекты. Никаких перформансов, никакого особенного взаимодействия со зрителем.
salmuks
Sep. 29th, 2015 10:33 pm (UTC)
у моего мужа это тоже любимая игра(это я про кресло:)
веселая у австрияка фамилия :)
( 3 comments — Leave a comment )